Каждая фирма, учреждение или предприятие имеет в своём распоряжении множество активов. Если они не могут больше выполнять свою функцию по генерированию прибыли, необходимо провести процедуру списания с баланса. Есть и другие обстоятельства, при которых основные средства подлежат ликвидации:
- имущество износилось физически или морально;
- имеется нехватка узлов и элементов, без которых применение активов невозможно, а замена нерентабельна;
- обнаружена порча актива;
- объект находится на этапе реконструкции;
- произошла или планируется смена собственника.
Списание регламентировано определёнными требованиями и стандартами. Поэтому очень важно выполнять работы грамотно, последовательно и с проведением соответствующей экспертизы.
Процедуры, предшествующие списанию
Перед ликвидацией актов, непригодных или невыгодных для использования, нужно соблюсти некоторые мероприятия и оформить множество документации. Как правило, списание оформляется в такой последовательности:
- Ответственное лицо сообщает высшим органам о необходимости ликвидации активов.
- Создаётся ликвидационная комиссия, которая выявляет целесообразность применения имущества.
- Проводится экспертная проверка.
- Оформляется акт о списании или заключение о нецелесообразности ликвидации актива.
- В случае необходимости процедура списания согласовывается с определёнными инстанциями.
- В документации о ликвидации активов делаются нужные заметки.
Если квалификация членов комиссии достаточная для составления достоверных итогов относительно непригодности объекта, решение выносится самостоятельно. В обратном случае лучше заручиться помощью экспертов из специализированных компаний, которые окажут полноценные услуги по проверке технического состояния активов. Именно эта процедура считается самой объективной, в связи с чем ей важно уделить особое внимание.
Специфика технической экспертизы
Экспертная проверка позволяет рационально определить целесообразность списания основного имущества. Итоги обследования оформляются актом. Документы составляются на каждое отдельное средство, подверженное списанию. В актах указывается:
- название объекта;
- инвентарный и серийный номера;
- дата изготовления;
- первоначальная и остаточная стоимость;
- степень износа, первопричины и особенности дефектов, объяснение невозможности или нецелесообразности выполнения ремонта.
Документация на ликвидацию активов оформляется на типовых бланках. Для автотранспорта, инвентаря хозяйственного назначения и прочих видов имущества форма различается.
Экспертиза при списании — очень важная и ответственная процедура. Именно она служит основанием для ликвидации того или иного объекта, полностью отражая заключение о его техническом состоянии.
С учётом необходимости выполнения тщательного обследования доверять проведение экспертизы стоит только специалистам. Наша компания поможет провести все необходимые мероприятия, чтобы списание было выполнено грамотно и в соответствии с законодательством.